Методические страницы.



Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов
8 апреля в школе прошел методический семинар «Что такое мастер-класс и как его провести». В работе семинара приняли участие 18 педагогов. Ведущая семинара, Галкина М.А., ознакомила коллег с основными требованиями к организации проведения мастер-класса. В ходе изучения более конкретно остановились на компонентах и методических приемах мастер-класса. В практической части семинара рассмотрели, как можно использовать прием «Фишбоун» в качестве проведения мастер-класс по теме «Работа с текстом с учетом требований ФГОС».
Результат работы участников любого мастер-класса заключается в овладении ими новыми творческими способами, которые способствуют формированию мотивации к самообразованию!

Мастер-класс

Презентация к семинару



Итоговым мероприятием в рамках проведения Методического дня базовой школы стал выездной семинар Центра оценки качества образования Тверской области по теме: «Использование результатов мониторинговых исследований для управления качеством образования».
Семинар провела Лошкарева Е.В., директор Центра оценки качества образования Тверской области. В своем выступлении Елена Владимировна остановилась на следующих вопросах:
1. О развитии общероссийской системы оценки качества образования.
2. Мониторинг качества образования в Тверской областив 2015 году, эффекты, проблемы. Направления мониторинговых исследований качества образования в Тверской области в 2016 году.
3. Интерпретация и использование результатов оценки образовательных достижений.
Семинар получил высокую оценку участников.
В заключение Методического дня базовой школы была проведена экспресс-рефлексия мероприятия «Плюс-минус-интересно-дополнить». Все присутствующие дали положительные отзывы о проведенных уроках, мастер-классах. Отмечена актуальность мероприятия его масштабность, его практико-ориентированный характер.
Тема дня «От идеи к результату» не только соответствовала всем идеям и замыслам, но и была реализована на практике.


«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…»

Л. Боровиков

Под таким девизом 16 марта в методический день базовой школы были проведены мастер-классы нашими педагогами:
Архипова А.М., учитель иностранного языка, на своем мастер-классе «Современные технологии на уроках» продемонстрировала, как можно применять в своей педагогической деятельности методику развития критического мышления «Шесть шляп».
Мухина С.Н., школьный психолог, на своей площадке под названием «Практические советы школьного психолога» заворожила своими идеями и приемами, многие коллеги оставили пожелание чаще встречаться с психологом.
Ляшова О.В., заместитель директора по ВР, провела мастер-класс на тему «Как провести уроки нравственности в формате классного часа». Учителя вместе с ней обсуждали тему «Защита животных», работали в группах, создавали плакаты. При подведении итогов мастер-класса участники отметили актуальность выбранной формы и применения ее в своей педагогической практике.


19 февраля 2016 года на базе Областной станции юннатов Тверской области проводился традиционный семинар для методистов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений всех видов и типов на тему «Формирование экологической культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Основная цель семинара – обсуждение и анализ состояния работы по формированию экологической культуры у воспитанников детских дошкольных учреждений и младших школьников г. Твери и области.
На семинаре работали две секции – «Воспитатели детских садов» и «Начальная школа». Своим опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников поделились Панова В.А., воспитатель предшкольной группы, и Гладышева Т.И., педагог дополнительного образования, руководитель экологического кружка для учащихся начальных классов. В своих презентациях они представили практический подход к организации экологического воспитания и погружения детей в атмосферу заботы и любви к природе.
По итогам работы все участники были отмечены сертификатами.
В рамках семинара действовала выставка «Чей нос лучше?» (по одноименному рассказу-сказке В.Бианки), подготовленная Тверским объединённым краеведческим музеем.




18 февраля по плану методической работы в школе прошел семинар «Компетенции учителя» в форме деловой игры.
Цель семинара: рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.
Разместившись за круглым столом, учителям было предложено провести самодиагностику и рефлексию своих качеств. Ключевым вопросом первого этапа игры стал «Как эти качества могут помочь в профессиональной деятельности?»
Важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность. При «мозговом штурме», разделившись на группы, учителя старались найти ответ «А что же лежит в основе профессиональной компетентности?»
По итогам выступлений все пришли к единому мнению, для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В ходе семинара учителя ответили на анкету «Сформированность профессиональных компетенций». Анализ анкет показал, что такие компетенции как: - описание собственного опыта (42% чел.);
- владение диагностическими методами и инструментариями (33%);
- овладение содержанием новых УМК (33%);
- работа с неуспевающими учащимися (33%) находятся еще на низком уровне владении и освоения.


Уже на протяжении трех лет педагогический коллектив нашей школы активно принимает участие в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок».
Результаты этого года особенно порадовали призовыми местами:
1. Смирнова О.В. (учитель математики) – 1 место
2. Галкина М.А. (учитель географии) – 2 место
3. Назарова Л.Д. (учитель физики) – 2 место
4. Грешнова С.Н. (учитель математики) – 3 место
5. Нилушкова Н.Ю. (учитель математики) – 3 место
6. Зубехина Т.И. (учитель физики) – 3 место
7. Морозова Л.Н. (учитель русского языка и литературы) – 3 место
8. Покровская Т.М. (учитель начальных классов) – 3 место
9. Сойни И.Н. (учитель начальных классов) – 3 место
Отмечены грамотами за участие:
1. Блинова С.Н. (учитель-воспитатель предшкольной группы)
2. Бойко И.В. (учитель-воспитатель предшкольной группы)
3. Демина Л.А. (учитель начальных классов)
4. Раздобурдина Е.В. (учитель начальных классов)
5. Прорвина Е.А. (учитель музыки).
По итогам конкурса проводится постоянно действующий семинар «Современный урок», в котором в этом учебном году 27 января приняли участие 52 педагога из Твери, Лихославля, села Лесное, Кесовой Горы, Торжка, Старицкого района, представив свой опыт работы по данной теме:
1. Смирнова О.В. «Системно-деятельностный подход на уроках математики»
2. Галкина М.А. «Проектирование урока с позиции формирования УУД»
3. Назарова Л.Д. «Современный урок физики»
4. Грешнова С.Н. «Сетевое взаимодействие: ученик-учитель-родитель»
5. Морозова Л.Н. «Поэтический флешмоб»
6. Покровская Т.М. «Проектная деятельность младших школьников»
7. Сойни И.Н. «Групповые формы работы на уроке в современной начальной школе».


В соответствии с планом работы школы на 2015-2016 учебный год 10 февраля 2016 года в школе прошел педагогический совет: «Профессиональный стандарт как основа формирования педагогических кадров будущего».
Ведущая педагогического совета зам.директора школы по УМР Галкина М.А. ознакомила учителей с идеей педсовета. В рамках данного мероприятия педагоги, участники временных творческих групп, делились своими наработками в области изучения Профессионального стандарта учителя.
В течение педсовета педагоги постарались ответить на вопросы:
1. Какие новые требования включает стандарт к учителю… (математики, русского языка)
2. Какие новые требования включает стандарт в области… «Обучение», «Воспитание», «Развитие».
3. Выделить ключевые компетенции в области ИКТ, компетенции, необходимые учителю начальных классов
4. В чем выражается готовность педагога к работе с детьми, имеющие ОВЗ.
5. Какие преимущества получат родители от введения профессионального стандарта учителя?
6. Определите эффективные формы повышения квалификации педагогов
Решение педсовета
1. Определить одним из приоритетных направлений работы школы - совершенствование деятельности учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов по дошкольному образованию, других специалистов по повышению профессиональной компетентности в условиях реализации Профессионального стандарта педагога.
2. Включить в тематику заседаний школьного Методического совета и школьных методических объединений изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях внедрения профессиональных стандартов.
3. Обязать членов педагогического коллектива спланировать тему профессионального самообразования, включающую вопросы Профессионального стандарта педагога
4. Педагогу – психологу Мухиной С.Н. разработать и реализовать цикл занятий с педагогами по повышению их компетенции в вопросах детской психологии.
5. Учителям совершенствовать педагогическую практику, позволяющую эффективно вовлечь в образовательный процесс учеников с разными стартовыми возможностями: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников, для которых русский язык не является родным, учеников с ОВЗ и т.д.


17 декабря 2015 года в предшкольной группе «Сказка» прошло очень интересное, увлекательное и научное занятие «Вода в нашей жизни».
Открытое занятие для воспитателей района провела учитель-воспитатель группы Блинова Светлана Николаевна.
Цель мероприятия: формирование навыков познания окружающего мира у старших дошкольников путем интегрированного знакомства с живой природой». Дошкольники с первых минут занятия оказались в научной лаборатории, где знакомились с различными свойствами воды. Ребятам было очень интересно, они активно поддерживали своего наставника, отвечали на вопросы, рассуждали, приводили примеры. Во время подвижной игры они смогли представить, как маленькие капельки превращаются в облака, а ручейки в реки и моря. При подведении итогов, воспитанники с удовольствием еще раз перечислили свойства воды и назвали какую главную роль играет вода в нашей жизни.


С 14 по 16 декабря в рамках работы МБОУ Кесовгорская СОШ как базовая школа прошел семинар-практикум по теме «Формирование читательской компетенции младших школьников».
Тема семинара была выбрана не случайно: во-первых, ФГОС начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Во-вторых, 2015 год в нашей стране объявлен годом Литературы в России. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Семинар проходил в деятельностном режиме. Участники проводили открытые уроки:
14.12. – Тихова Лидия Константиновна (Петровский филиал МБОУ Кесовогорская СОШ) – урок литературного чтения в 4 классе на тему «Два мира в рассказе Андреева «Петька на даче»
15.12. – Васильева Анна Васильевна (МБОУ Николо-Поточинская начальная школа) – урок литературного чтения во 2 классе на тему «Д. Хармс «Вы знаете?»МБОУ Кесовогорская СОШ
16.12. – Новожилова Валентина Владимировна – урок окружающего мира на тему «Водоемы Тверской области»
Демина Любовь Анатольевна – урок русского языка на тему «Монолог и диалог»
Тимофеева Татьяна Николаевна – урок литературного чтения на тему «В. Драгунский «Кот в сапогах».
На всех уроках были продемонстрированы различные формы и приемы формирования читательской компетенции.
Завершающим мероприятием стал семинар, где произошло обсуждение уроков и обсуждение применения педагогических приемов при реализации технологии продуктивного чтения, целью которой является формирование читательской компетенции школьника.


Семинар «Урок в рамках системно-деятельностного подхода»
10 декабря 2015 года на базе школы прошел методический семинар для учителей школ образовательного округа по теме «Урок в рамках системно-деятельностного подхода».
Цель проведения: обмен опытом работы по методическому сопровождению ФГОС ООО в 5-х классах, использованию приемов и методов работы согласно применению системно-деятельностного подхода в процессе обучения.

Системно-деятельностный подход является основой успешного введения Федерального государственного образовательного стандарта.
В практической части семинара учителям были предложены открытые учебные занятия в 5- х классах:

Урок математики – учитель Смирнова О.В.

Урок биологии – учитель Рубанова М. Н.

Урок русского языка – учитель Морозова Л.Н.

Урок истории – учитель Пугачева Е.И. урок был проведен 08.12.2015г.

Урок обществознания – Мухина Е.И. урок был проведен 08.12.2015г.

При подведении итогов за круглым столом участники семинара отметили, что учебные занятия были проведены с использованием системно-деятельностного подхода, педагоги использовали проблемные ситуации, диалоговую форму общения, организовывая деятельность обучающихся на основе субъектного опыта, на первый план, выдвигая учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. На уроках использовались различные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, формирующие УУД. Учителя эффективно сочетают репродуктивную и проблемную формы обучения, учат детей работать по правилу и творчески, обучают учащихся рефлексивно-оценочной деятельности. Также участники семинара отметили, что стиль, тон отношений, задаваемый на учебных занятиях, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
В теоретической части семинара Галкина М.А., зам.директора по методической работе, ознакомила коллег с видами структур урока по ФГОС, разъяснила основные этапы урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Результаты этапа рефлексии круглого стола участников семинара свидетельствуют об актуальности предложенной темы, глубине раскрытия её содержания. Педагогические работники предложили рассмотреть вопрос о систематической организации семинаров, других методических мероприятий, направленных на распространение опыта работы образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ООО.


Согласно плану методической работы школы 19 ноября состоялся школьный методический семинар на тему «Карта инновационной деятельности педагога».
В работе семинара приняли участие 19 педагогов, которые вначале семинара вступили в дискуссию «У каждого ли учителя есть инновационный потенциал?» и «Как ориентировать учителя к инновационной деятельности?». В ходе бурных обсуждений пришли к выводу, что инновационная деятельность стимулирует глубокий аналитический подход в методической работе учителя, позволяет представить свой педагогический опыт на научно-практическом уровне.
Обобщение опыта – это всегда выход на конкретного потребителя. Адресная направленность опыта предполагает ответы на вопросы: кому, когда, где, как его использовать. Обобщается опыт как целостная система и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его как целиком, так и помодульно. Целостную картину передового педагогического опыта позволяет получить информационная карта, в которой отражаются следующие данные: автор и тема опыта, адрес опыта, содержание опыта, личная концепция автора, теоретическая интерпретация опыта, творческие находки автора, источник информации, экспертное заключение, рекомендации по использованию опыта и т.д.
С этой точки зрения информационную карту инновационного педагогического опыта можно считать наиболее оптимальным способом оформления педагогических находок с целью презентации опыта в педагогическом сообществе.


Каждый преподаватель, начиная работать с учебной дисциплиной, сталкивается с проблемой разработки учебно-методического комплекса. Данному вопросу и был посвящен школьный методический семинар «Рекомендации учителю по составлению УМК по учебному предмету», который состоялся 15 октября 2015 года.
В работе семинара приняли участие 20 педагогов школы.
Разработка УМК учебной дисциплины является одним из элементов профессиональной деятельности учителя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований. В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
1. Что такое УМК
2. Структура УМК.
По итогам семинара педагоги сделали вывод, что УМК дисциплины будет являться эффективным средством повышения качества учебного процесса, при следующих условиях: структурирование учебного материала и технология отбора основываются на реализации ФГОС ОО; изложение учебного материала является логически последовательным; использование современных методов и технических средств в учебном процессе, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению; обеспечение межпредметных связей; использование возможности постоянного обновления и развития УМК.